Новости Новости компании Подробнее

Д. Карась: "За работой Фонда существует очень жесткий контроль – прокуратура, государственная жилищная инспекция. За расходованием средств следит и Контрольно-счетная палата"

10 июля 2017, 15:00 | Интересные публикации, СМИ о нас,

О существующем контроле за работой регионального оператора, объеме работ по капитальному ремонту и платежной дисциплине собственников исполняющий обязанности директора Фонда Дмитрий Карась рассказал в интервью изданию "СуперОмск".

Почти месяц назад у руля Фонда капитального ремонта Омской области встал Дмитрий Карась. Несмотря на то, что последние годы он работал одним из заместителей директора волгоградского «Водоканала», имя Дмитрия Карася широко известно омскому истеблишменту. Он трудился главой Советского округа, когда мэром был Виктор Шрейдер, а также пару лет проработал первым заместителем министра строительства и ЖКК. Новый глава Минстроя Владимир Стрельцов, пригласив Дмитрия Карася в омский Фонд капремонта, назвал его одним из самых сильных жилищников в городе и области. В эксклюзивном интервью и.о. директора Фонда капитального ремонта Дмитрий Карась дал свою оценку реализации программы по капремонту в Омске, высказал мнение, почему в Омской области программа по сравнению с другими субъектами завышена, и рассказал, как изменился город за время его работы в Волгограде.

- Дмитрий Леонтьевич, не так давно Вы возглавили Региональный фонд капитального ремонта. Наверняка, Вы уже осмотрелись на рабочем месте, не планируете ли первым делом провести капитальный ремонт своего кабинета?

- Если воспринимать Ваш вопрос как шутку, то, конечно, нет (смеется. – Ред.). Начинать с этого не будем. Кабинет абсолютно приемлем для работы.

- Перейдем к более серьезному. Надзорные органы констатировали, что программа капитального ремонта в Омской области реализуется на треть. Как Вы оцениваете реализацию этой программы в Омске и области? Как планируете ускорить ее реализацию?

- Цифры, озвученные прокуратурой, которые растиражированы в прессе, на самом деле, соответствуют действительности. Но здесь хочу пояснить. Да, по итогам 2016 года краткосрочный план капитального ремонта в Омской области был выполнен на треть. Наш регион оказался в самом конце списка по проценту реализации краткосрочного плана на 2014-2016 гг. Но несмотря на невыполнение плана (из 3 105 многоквартирных домов отремонтировано 1 030 или 33%), по количеству завершенных объектов среди 85 субъектов Российской Федерации в 2016 году Омская область вошла в первую десятку, заняв 9 место после Республики Башкортостан, Санкт-Петербурга, Москвы и Московской области, а также Самарской, Свердловской, Тульской и Ярославской областей. Заметьте, по количеству многоквартирных домов в краткосрочном плане (3 105 многоквартирных домов) Омская область находилась на втором месте после Московской, где было запланировано отремонтировать в течение трех лет 4 529 многоквартирных домов. Таким образом, на фоне других регионов у нас неплохой результат.

Хотя ответственность мы с себя, конечно, не снимаем, поскольку в плане стояло 3105 домов. Согласно имеющейся у меня информации от сотрудников Фонда, региональная программа по капитальному ремонту формировалась с учетом поступления дополнительного финансирования. Фактическое же исполнение программы мы осуществляем за счет тех средств, которые мы получаем от населения. Без дополнительного финансирования. Поэтому в рамках поступающих денег программа выполняется неплохо. Мы же со своей стороны стараемся принять все возможные меры, для того чтобы выполнить в полном объеме план, утвержденный правительством Омской области.

- Действительно ли тех денег, которые сейчас собираются, может не хватить на запланированный объем капремонта?

- Поэтому я и говорю, что сегодня, в том числе правительством, идет рассмотрение иных источников средств, для того, чтобы выполнить эту программу. Для Омской области планы завышены. Возьмите даже наших соседей по Сибирскому Федеральному округу - нигде нет такого количество домов в краткосрочных планах. Даже в Новосибирске, где 12 733 многоквартирных дома в региональной программе (у нас - 8 167 многоквартирных домов), нет таких цифр по капительному ремонту – там за три года запланировано отремонтировать всего 577 домов, а у нас – более трех тысяч домов.

- В администрации мэра Виктора Шрейдера Вы возглавляли Советский округ. Тогда в Омске активно проводился капитальный ремонт домов 335-й серии. Поможет ли имеющийся у Вас опыт проводить капитальный ремонт сейчас? Как планируете задействовать имеющиеся у Вас наработки?

- Действительно, в период работы Виктора Филипповича мэром и всей нашей команды на плечах глав округов лежала большая работа. На сегодняшний день осталось чуть более сотни домов 335-й серии с неполным каркасом. Эти работы необходимо доделывать. Спору нет, опыт у меня есть, имеются наработки, проектные решения. Но здесь вопрос надо рассматривать несколько в другой плоскости. Эти дома, построенные с 1958 по 1966 год, отработали свой ресурс. С того момента, когда мы начинали работы по их капитальному ремонту, прошло еще 10 лет. Каждому такому дому требуется заключение о готовности его конструкции нести ту нагрузку, которую он получит при ремонте. Это подтверждение его эксплуатации в определенное количество лет. Мы не можем потратить сейчас большие деньги, а через несколько лет снести этот дом в случае признания его аварийным.

Здесь вопрос, на самом деле, очень серьезный. Многие специалисты на сегодняшний день склоняются к тому, что ремонт этих домов достаточно трудоемкий, финансово затратный и не отвечает критериям безопасности жизнедеятельности, энергоэффективности…

-Отслеживали ли Вы платежную дисциплину тех домов, где уже был проведен капитальный ремонт? Я думаю, многих это интересует, продолжают ли жильцы таких домов вносить плату за капремонт?

- Конечно, продолжают. Здесь нет установки, что оплата за капитальный ремонт вноситься до момента его проведения. Более того, у нас капремонт проводится не комплексно, а по отдельным видам. Программа рассчитана на 30 лет и разбита на 5 периодов. То есть до 2043 года как минимум 5 раз каждый дом участвует в капитальном ремонте с одним конструктивным элементом. Здесь я добавлю, что повсеместно никто особо не отслеживает, платят ли люди за капитальный ремонт в доме, где он был проведен. В принципе, дисциплинированные омичи, и в особенности это касается старшего поколения, продолжают платить вовремя. Они и звонят нам, и находят время прийти сюда в абонентский отдел. Если в квитанции не понравилась хотя бы одна цифра – этого они не оставят без внимания. Такие люди обычно оплачивают взносы и до капитального ремонта, и после него.

Конечно, есть кто, и не платил никогда. С ними приходится судиться. Отсюда идут и определенные затраты, чтобы получить эти деньги. Нужно заниматься предъявлением исков, ходить в суды. А это дополнительные затраты и на подготовку исков, и на персонал, который должен этим заниматься.

- В Омске при капитальном ремонте в основном делают упор на ремонт крыши. Как подходят к капремонту в Волгограде, где работали заместителем директора местного «Водоканала» по капитальному строительству? На что там в первую очередь обращают внимание?

- Знаете, это, наверное, не вопрос Омска или Волгограда, а Российской Федерации в целом. Кровли – это основной вид работ, востребованный на сегодняшний день. Речь идет и о мягких кровлях, которые в наших Сибирских условиях очень плохо себя ведут. То же самое можно сказать и шиферных кровлях, которым по 60 лет, и уже абсолютно пришли в негодность. Поэтому ремонт крыши на сегодня – это потребность и выбор жителей. При любых обстоятельствах крыша – это первое, что нужно жильцам. И в Волгограде дела обстоят совершенно также.

Вот, например, когда идет голосование жильцов по утверждению вида работ по капремонту, побеждают всегда те, кто голосует за крышу.

- Дмитрий Леонтьевич, какие перемены в Омске вы увидели, когда вернулись после перерыва в несколько лет? Омск стал лучше, хуже, что-то удивило, что-то расстроило, что-то порадовало?

- Омск не может стать хуже. Я ничего такого не увидел, чтобы об этом утверждать. Омск живет и развивается. Конечно, это происходит в рамках ограниченных средств. Но подобные проблемы были всегда и мы их с вами хорошо помним.

Я разговаривал с друзьями и знакомыми, и меня удивило отношение к нестабильной жизни сегодня, к отсутствию работы. Очень многие уезжают из города, мотивируя это тем, что молодежи негде работать. И, знаете, пока нет уверенности, что это исправится. Конечно, это очень расстраивает.

- Ознакомились ли вы с принципом очередности капремонта домом? По каким критериям формируется очередь в Омской области? По дате постройки или по общему состоянию? Могут ли сами жильцы повлиять на скорость капитального ремонта в своем доме?

- В основном, конечно же, учитывается и дата постройки, и техническое состояние. Самым главным критерием, влияющим на очередность, является потребность в ремонте многоквартирного дома на момент приватизации первой квартиры. То есть такой дом уже будет в приоритете.

Повлиять на перенос сроков капремонта на более ранние против тех, что утверждены в программе, нельзя. На общем собрании жители могут проголосовать и перенести капремонт на более поздние сроки. Такие случаи по различным причинам имеют место.

Конечно, один из вариантов ускорить капремонт все же существует. Это переход на спецсчет. В этом случае у жителей появляется гораздо больше прав. Но и тут есть ограничения: перенести ремонт на более ранние сроки жильцы могут в том случае, если собрали на него средства. Они сами контролируют свой счет, видят эти деньги. Они на общем собрании могут определить гораздо большую стоимость капитальных работ или сделать целевой взнос. Также они могут определить и другой вид работ на своем доме. Это право жильцов, открывших спецсчет для накопления средств на капремонт дома, мы же идем по программе, утвержденной региональным правительством.

- А были ли случаи, когда жильцы пользовались возможностью перенести работы по капитальному ремонту на более поздний срок?

- Да, такие случаи есть. Это происходит по решению собственников. Как мы с вами только что обсуждали, может идти смена вида работ. По предложению отдельной части жильцов они могли, например, отдать приоритет ремонтным работам по «инженерке» вместо кровли.

- В общественную организацию «Оплот» на условиях анонимности обращался представитель управляющей организации. Он указывал на пробелы в компетентности трудового коллектива Фонда капремонта: нехватку инженеров и специалистов в сфере ЖКХ. Планируются ли какие-либо перемены в структуре этих коллективов. Возможно, они уже проведены?

- Скажу честно, я довольно негативно отношусь к комментированию анонимных сообщений. За три недели, что я провел в коллективе Фонда капитального ремонта, не могу сказать, что персонал некомпетентен. Перед коллективом поставлены задачи, и мы с вами только что обсудили уровень загруженности без запланированной изначально финансовой поддержи.

Безусловно, у нас есть нарекания. И они абсолютно справедливы. Это и обращения жителей, и замечания Государственной жилищной инспекции. Имеются и жалобы омичей в прокуратуру на качество ремонта. Я сейчас говорю об одной из первых задач, которая была поставлена министром, когда он меня приглашал на эту должность, – это качественный капитальный ремонт.Мы понимаем, что не все можем сделать в тех рамках, в которые попали. Но перед нами стоит задача - весь большой объем работ проводить качественно, и ни в коем случае не переделывать.

На сегодня мы также готовим аналитическую информацию о текущем состоянии выполнения программы и наши предложения по поводу того, какой помощи мы ждем от правительства и профильного министерства.

- Помогают или же препятствуют управляющие компании в Омске в проведении капитального ремонта?

- В плане ремонта или еще каких-либо работ они нам помогать не могут. Конечно, как от уполномоченного лица собственников, эксплуатирующих здание, от управляющих компаний требуется очень серьезное внимание с их стороны. Естественно хотелось бы больше внимания к домам, особенно на этапе начала работ. Самое главное здесь – качественное техническое обследование состояния конструкций, составление дефектных ведомостей. Нам это необходимо для составления достоверной сметы работ. Ведь к нам бывают нарекания, если мы что-то упустили, не учли. Приходится доделывать.

Конечно, самое главное, что мы хотели бы увидеть от управляющих компаний, это мониторинг технического состояния жилья. Паспорт дома должен быть актуальным: со всеми дефектами, процентами взноса. На основании этих документов нам будет проще составлять сметы, качественно ремонтировать дома, не упуская никаких моментов. А эксплуатирующая организация знает лучше, что сейчас происходит на доме.

Еще бы хотелось обратить внимание управляющих организаций на эксплуатацию здания после ремонта. По контракту у нас действительно существует гарантийный срок на 5 лет. Но он никак не исключает эксплуатацию дома после ремонта управляющей компанией. Нельзя, чтобы эти годы выпадали. Мы совместно должны отвечать за проведенные работы.

- Вы сказали об актуальности паспорта дома. А на сегодняшний день есть такие случаи, когда информация о состоянии дома не своевременна?

- У нас в основном на домах эта информация отсутствует вообще, а у паспортов зачастую вышел срок давности. Контролировать управляющие компании в этом вопросе должны собственники.

- Назовите пять стратегически важных шагов, которые должен сделать руководитель Фонда капремонта, чтобы заложить фундамент коренных изменений в работе Фонда к лучшему.

- Этого я вам, увы, не назову, по одной простой причине. Фонд фактически не самостоятелен. Его действия очень жестко регламентированы постановлениями правительства РФ, министерства строительства. Также есть региональное Министерство строительства, которое определяет все действия в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Мы работаем строго по документам. Тут нам непозволительно ступить ни шага вправо, ни влево. Кроме того, за работой фонда существует очень жесткий контроль – прокуратура, государственная жилищная инспекция. За расходованием средств следит и Контрольно-счетная палата. Поэтому наши шаги осуществляются только в соответствии с законодательством.

Все обстоит настолько серьезно и сложно, потому что касается жителей напрямую. Это нельзя назвать технической частью нашей работы, это социальная проблема, которая не решалась десятилетиями. Дома, действительно, никто никогда не ремонтировал. Когда в 2005 году вышел Жилищный Кодекс, оказалось, что все это должны делать жители. И они этот вопрос до сих порт очень остро воспринимают. Особенно их беспокоит, что деньги на капремонт собираются в общий котел, а дома ремонтируются по очереди. Понятно, что те,у кого уже прошел капремонт, чувствуют себя более комфортно. А те, кто даже по одному виду работ еще до сих пор стоят в очереди, естественно остро реагируют на взносы, воспринимая их чуть ли не как финансовую пирамиду. Замечания собственников справедливы. Но есть правила, установленные правительством и министерством, и их соблюдение, подчеркну, очень четко проверяется. И никто не допускает их нарушений.

http://superomsk.ru/news/50047-glava_fonda_kapremo...

К списку новостей К списку публикаций
Top